• Original research article
  • August 19, 2019
  • Open access

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING MUSICAL NOTATION

Abstract

The article considers the theoretical aspects of studying musical notation. The author analyses the existing musicological conceptions regarding both the historical types of notation and modern trends in the sphere of musical writing. The paper focuses on the problems of musical notation of the XX - the beginning of the XXI century. Along with the phenomena that have arisen in the conditions of lively artistic practice, theoretical proposals for reforming musical writing are considered. Scientific value of the study involves comprehensive approach to analysing and systematizing the research material suggested by the author.

References

  1. Александрова-Старухина А. С. Формирование традиционной ното-линейной системы в истории музыкального творчества: краткий очерк истории нотации // Музыкальное приношение: сборник статей к 125-летию со дня основания Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова / ред.-сост. М. Серебренников. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. С. 199-230.
  2. Аронова Е. И. Графические образы музыки: культурологический, практический и информационно-технологический взгляды на современную музыкальную нотацию. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. 232 с.
  3. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - первая половина XVIII века). М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 413 с.
  4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Искусство, 1972. 422 с.
  5. Гундорина А. А. Современная нотография: вопросы методологии: дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2012. 163 с.
  6. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб.: СПбГК, 1995. 40 с.
  7. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности XI-XIV вв.: к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации: дисс. … к. искусствоведения. Л.: ЛГК, 1982. 188 с.
  8. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV-XVI вв.: учебное пособие / Санкт-Петербургская государственная консерватория, кафедра музыкальной этнографии и древнепевческого искусства. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 1999. 146 с.
  9. Гусейнова З. М. Фитник Фёдора Крестьянина / Санкт-Петербургская государственная консерватория, кафедра музыкальной этнографии и древнепевческого искусства. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2001. 188 с.
  10. Дубинец Е. А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. К.: Гамаюн, 1999. 310 с.
  11. Дудка Ф. А. Основы нотной графики. К.: Музычна Украiна, 1977. 201 с.
  12. Екимовский В. А. Вперед, к нотации без музыки! // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: материалы Международной научной конференции. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. С. 113-124.
  13. Ерёменко К. А. Музыка от ледникового периода до века электроники: в 2-х кн. М.: Советский композитор, 1991. Кн. 2. 282 с.
  14. Ерёменко К. А. О несовершенстве современной системы нотации и возможных путях ее развития // Музыка и современность: сборник статей. М.: Музыка, 1969. Вып. 6. С. 403-477.
  15. Ерёменко К. А. О перспективах развития симфонического оркестра. К.: Музычна Украiна, 1974. 259 с.
  16. Карцовник В. Г. О невменной нотации раннего Средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления: сборник научных трудов. Л.: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, 1986. С. 21-41.
  17. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / пер. с чешск. К. Н. Иванова; общ. ред. и коммент. Ю. Н. Рагса и Ю. Н. Холопова. М.: Музыка, 1976. 358 с.
  18. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины. СПб.: Композитор, 2000. 272 с.
  19. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 176 с.
  20. Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов. Л.: Музгиз, 1954. 304 с.
  21. Ренчицкий П. Н. Пути рационализации музыкальной грамоты. М. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1940. 128 с.
  22. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. 623 с.

Author information

Antonina Sergeevna Aleksandrova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

About this article

Publication history

  • Received: March 22, 2019.
  • Published: August 19, 2019.

Keywords

  • нотация
  • современная нотация
  • реформы нотации
  • музыкальная графика
  • «нотация без музыки»
  • notation
  • modern notation
  • notation reforms
  • musical graphics
  • “notation without music”

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)