• Original research article
  • March 15, 2021
  • Open access

Polemics of the 1830-1840s on Railway Transport Role in Russia’s Social and Economic Development

Abstract

The paper reveals historical prerequisites for establishing railways in the Russian Empire in the XIX century. Scientific originality of the study lies in the fact that the author for the first time analyses the political elite’s views on the following issues: prospects for railway construction and potential influence of railways on the Russian economy and military potential. The findings indicate that railway transport wasn’t initially considered as a basis of economic and military development. The need for large-scale investments and doubts concerning efficiency of railways - such were the arguments of political figures who opposed establishment of railways in Russia in the reign of Nicholas I. The sovereign’s decision based on expert opinion and foreign experience promoted Russia’s development as a railway empire.

References

  1. Блиох И. С. Финансы России XIX столетия. История - статистика: в 4-х т. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1882. Т. 1. 344 с.
  2. Булдыгин С. С. Концепция промышленной революции: от появления до наших дней // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 91-95.
  3. Верховской В. М. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно: в 2-х вып. СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1898. Вып. 1. 176 с.
  4. Герстнер Ф. А. О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск Высочайше привилегированной Его Императорским Величеством компанией 1836 г. СПб.: Императорская академия наук, 1836. 72 с.
  5. История железнодорожного транспорта России: в 2-х т. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 1994. Т. 1. 1836-1917 гг. 336 с.
  6. Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898). СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1898. 292 с.
  7. Мельников П. П. О железных дорогах. СПб.: Типография Главного управления путей сообщения и публичных зданий, 1835. 99 с.
  8. Министерство внутренних дел. 1802-1902: исторический очерк. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1901. 335 с.
  9. Министерство финансов 1802-1902: в 2-х ч. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. Ч. 1. 687 с.
  10. О присоединении устройства Санкт-Петербурго-Московской железной дороги к Главному Управлению Путями Сообщения и Публичными Зданиями: Именной Высочайший указ, данный Сенату 11 августа 1842 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Типография II Отделения С.Е.И.В. канцелярии, 1843. Собрание II. Т. 17. Ч. 1. № 15950.
  11. Об учреждении особого Комитета и Строительной Комиссии для устройства Санкт-Петербурго-Московской железной дороги: Именной Высочайший указ, данный Сенату 1 февраля 1842 г. // ПСЗРИ. СПб.: Типография II Отделения С.Е.И.В. канцелярии, 1843. Собрание II. Т. 17. Ч. 1. № 15265. С. 74-75.
  12. Петров Ю. И. Правительственная политика в области железнодорожного строительства в России в пореформенный период // Транспортное право и безопасность. 2016. № 4 (4). С. 102-118.
  13. Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги (1842-1851-1901 гг.): краткий исторический очерк. СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. 64 с.
  14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 219. Оп. 1.
  15. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р. URL: http://static.government.ru/media/files/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
  16. Стратегия развития железных дорог в Российской империи // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 2018 г.). Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 78-81.
  17. Тестов В. Н. Железнодорожный транспорт в эпоху императора Александра III: автореф. дисс. … д. ист. н. Белгород, 2014. 47 с.
  18. Чукарев А. Г. Основоположник российской железнодорожной науки (к 210-летию со дня рождения П. П. Мельникова) // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2014. № 1. С. 16-21.
  19. Чулков Н. П. Герстнер, Франц-Антон // Русский биографический словарь: в 25-ти т. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1916. Т. 5. Герберский - Гогенлоэ. С. 90-92.

Author information

Petr Aleksandrovich Kolpakov

PhD

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: January 14, 2021.
  • Published: March 15, 2021.

Keywords

  • железнодорожный транспорт
  • стратегическое развитие
  • Царскосельская железная дорога
  • Николаевская железная дорога
  • Николай I
  • railway transport
  • strategic development
  • Tsarskoye Selo railway
  • Nikolaevskaya railway
  • Nicholas I

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)