Dilemmas of digitalization in the cultural paradigm of education: An axiological context
Abstract
The digitalization of education is generating a series of difficult dilemmas related to the axiological and ethical contradictions of the new cultural paradigm of education. The article aims to provide an axiological interpretation of these dilemmas. The work analyzes current philosophical research on the problem of digitalization in education, identifying characteristic dilemmas. It is emphasized that these dilemmas can be considered within an axiological context helping to reveal values relevant to the current process of cultural transformations in education within the digital space. The scientific novelty of the study lies in identifying and conducting an axiological analysis of the dilemmas of digitalization in education. The results highlight potential value conflicts in the field of digital education and identify perspectives for resolving these dilemmas.
References
- Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Захарова У. С., Терентьев Е. А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1985
- Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. https://doi.org/10.20339/AM.08-21.016
- Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
- Валеева Г. В. Этические проблемы цифровизации высшего образования (аналитический обзор современных исследований) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. № 2 (38).
- Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика. 1808-1811 // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2.
- Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В., Дадашева В. А., Ефимов А. В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.
- Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31).
- Мартынова М. Д. Дилеммы «цифрового доверия» и их влияние на нравственное развитие личности в контексте становления «цифрового образования» // XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла – 1919-2019)» (Санкт-Петербургский государственный университет, 21-23 ноября 2019 г.): материалы конференции / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: ООО «Сборка», 2019.
- Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. М.: URSS; ЛИБРОКОМ, 2013.
- Розин В. М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации (побудка-самоопределение в помощь тьютору). М.: Новый хронограф, 2020.
- Розин В. М. Тьюторское образование: смысл, содержание и место в трансформирующемся современном образовании // Современное образование. 2022. № 4. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2022.4.39573
- Согомонов А. Ю. Цифровая этика для цифрового образования // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58.
- Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
- Храпов С. А., Баева Л. В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. 2021. № 4. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26
- Шишкова А. В. Цифровая этика в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 2.
- Floridi L. The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press, 2013.
- Floridi L. The Fourth Revolution – How the Infosphere Is Reshaping Human Reality. Oxford: Oxford University Press, 2014.
- Floridi L. The Philosophy of Information. Oxford: Oxford University Press, 2011.
Author information
About this article
Publication history
- Received: October 24, 2024.
- Published: December 5, 2024.
Keywords
- цифровизация образования
- философия ценностей
- моральная дилемма
- этика образования
- конфликты ценностей
- education digitalization
- philosophy of values
- moral dilemma
- education ethics
- value conflicts
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC