• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

«У последней черты…»: апокалиптические мотивы в теоретическом и музыкальном наследии Николая Метнера

Аннотация

Данная работа посвящена рассмотрению апокалиптических мотивов в теоретическом и музыкальном наследии Николая Карловича Метнера, одного из крупнейших русских композиторов и пианистов начала XX века. Цель исследования – осветить особенности рецепции музыкального искусства конца XIX – начала XX века Н. К. Метнером. Научная новизна исследования обусловлена раскрытием эстетической позиции композитора в контексте окружающего его музыкального пространства. В результате исследования выявлено, что тема настоящего и будущего музыки вызывала серьезную обеспокоенность у Н. К. Метнера, осознававшего резкую грань музыкальных эпох, сдвижение огромных художественных плит, смену ценностей и языка. Нащупывая главные болевые точки нового искусства, он оставался верен этической сути музыки, предостерегая композиторов от художественного безумия, упоения новизной и безверия, что сделано Николая Метнера неповторимой и даже пророческой фигурой в истории мировой музыкальной культуры.

Источники

  1. А. Блок – А. Белый. Переписка. 1911-1913 // Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.
  2. Андреев Д. Л. Роза мира // Андреев Д. Л. Собрание сочинений: в 4-х т. М., 2006. Т. 3.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  4. Бердяев Н. А. Кризис искусства // Бердяев Н. А. О русских классиках. М.: Русский путь, 1993.
  5. Губайдулина С. Есть музыка над нами / интервью Д. Каданцева // Огонек. 1989. № 9.
  6. Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
  7. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1996. Т. 6.
  8. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1988. Вып. 5 / под ред. И. В. Нестьева.
  9. Метнер Н. К. Воспоминания. Статьи. Материалы / сост. и ред. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1981.
  10. Метнер Н. К. Муза и мода. Париж.: YMCA PRESS, 1978.
  11. Метнер Н. К. Муза и мода. СПб.: Алетейя, 2019.
  12. Метнер Н. К. Письма / сост. и ред. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1973.
  13. Мясковский Н. Я. Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика // Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания: в 2-х т. М., 1960. Т. 2.
  14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. СПб.: Планета музыки, 2017.
  15. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Советский композитор, 1978. Т. 2.

Информация об авторах

Гладкова Ольга Игоревна

к. иск., доц.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 февраля 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • Н. К. Метнер
  • апокалиптические мотивы
  • теоретическое и музыкальное наследие композитора
  • конфликт музыканта с эпохой
  • рецепция музыкального искусства конца XIX – начала XX века Н. К. Метнером
  • N. K. Medtner
  • apocalyptic motifs
  • composer’s theoretical and musical heritage
  • musician’s conflict with the epoch
  • reception of the musical art of the late XIX – early XX century by N. K. Medtner

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)